Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»

ПУТЕШЕСТВУЕМ С "КРАЕВЕДОМ"

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 

"МЕСТО ПАДЕНИЯ СБИТОГО В 1942 ГОДУ 

ВОЕННОГО САМОЛЕТА (УРОЧИЩЕ ДОЛЖИК)"

В 2004 году его обнаружили в лесном урочище Должик Белгородского р-на местные любители военной археологии и совместно с поисковым клубом "Огненная Дуга" извлекли из воронки, редуктор и фрагменты двигателя, фото пока не имею возможности выставить, но со всех имеющихся деталей переписали номера и их передали. На редукторе - Ф-242648, а также на других деталях к винту-№03617,6982404, В 150158274-290 Копали 2 дня. На второй день смогли добраться до редуктора двигателя с коком воздушного винта, который зашел в землю на 3,5 метра. Грунт мягкий песчаный. В районе эпицентра падения множество мелких фрагментов, бронеплиты, части агрегатов, часть основной стойки шасси. Выдёргивали редуктор руками, как бурлаки на Волге с помощью веревок. Выносили из леса, толпой на плечах, привязав к бревну. Рабочей силы было много - почти весь состав историко-поискового клуба "Огненная Дуга". Почистили, отмыли, теперь эта находка находится в Прохоровском музее

Самолет Ил-2 №702774 с мотором №4591571 не вернулся с боевого задания 9.10.1943 года или в один из предыдущих дней. В списки потерь корпуса мог попасть с опозданием. Мотор включили в списки потерь на день позже. В начале самолет числился в 292 ШАД, а потом в 266 ШАД, 673 ШАП 

Это лесное урочище, находящееся на территории Бессоновского сельского поселения Белгородского р-на, ранее указывал вот такую информацию - Выдержки взяты из книги: Хазанов Д.Б. - Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. 

В документах 2-й воздушной армии все же удалось обнаружить весьма трезвую оценку произошедшего. Группа I/JG52 -подразделения этой эскадры 2 и 3 июля перелетели из Долбино в Бессоновку. В ночь на 5 июля соединение оставило последний аэродром, перебазировалось в Угрим, Бессоновку, откуда и вступило в сражение. В то же время трудно согласиться с генералом С. А. Красовским, возложившим ответственность за большие потери своей армии, в частности 291-й шад. Остальные же истребительные группы 8-го авиакорпуса находились в районе Белгорода, например, на аэродромах Бессоновки (I/JG52 и III/JG3), и Угрима (III/JG52). Обе штурмовые группы эскадры SchG1, накануне битвы занимали Варваровку. 

Таким образом, блокирование большинства аэродромов немецких истребителей должно было лечь на плечи 2-й воздушной армии.PS-не исключено что потери по ИЛ-2 могли быть 291 ШАД 2 ВА 

Безмолвные свидетели говорят о судьбе героического экипажа: раскопки штурмовика Ил-2, пропавшего без вести в 1943 году


На глубине более трех метров был найден редуктор двигателя с коком (обтекателем) воздушного винта, нос самолёта с загнутым винтом, части фюзеляжа... Тщательно изучив найденное, сделали вывод, что это части нашего штурмовика Ил-2.

ПОДРОБНЕЕ
редуктор

На очищенном от различных наслоений и грязи редукторе хорошо сохранился номер Ф-242648. Это была настоящая удача, так как там же дублировался и номер двигателя, по которому можно было установить и экипаж сбитого Ила.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПОТЕРЬ

В результате работы в Центральном архиве Министерства обороны РФ выяснили, что 3 августа 1943 года с боевого задания не вернулся экипаж 61 штурмового авиационного полка 291 штурмовой авиационной дивизии «летчик лейтенант Бунатян, стрелок старший сержант Грищенко, самолет Ил-2 № 1871651 с мотором ф-242648».

Грищенко Иван Петрович- стрелок самолета Ил-2

Грищенко Иван Петрович родился в 1922 году в селе Селище Житомирской области. На фронте с первых дней войны. В 61 шап в должности стрелка воевал с января 1943 года. 5 июля во время выполнения боевого задания был легко ранен. За успешно произведенные 17 боевых вылетов был посмертно награжден орденом «Отечественной войны II степени».

Бунятян (Бунатян) Эдуард Гайкович

Бунятян (Бунатян) Эдуард Гайкович родился 8 декабря 1922 года. После окончания средней школы поступил учиться в Кировобадскую Военную авиационную школу пилотов им. Хользунова. С августа 1942 года воевал в составе 61 шап. К июлю 1943 года Эдуард Гайкович опытный и закаленный в боях пилот. За 31 успешный боевой вылет награжден двумя орденами: «Красной Звезды» и «Красного Знамени». 

Два раза его самолет был подбит над территорией противника, но используя мастерство летчика и живучесть Ила сумел «перетянуть линию фронта и самолеты благополучно посадить на своей территории». 

Свой последний боевой вылет лейтенант Бунятян вместе с воздушным стрелком старшим сержантом Грищенко совершил 3 августа 1943 года. В этот день группа самолетов, состоящая из 12 Ил-2 (ведущий капитан Рассмоторов), атаковала войска противника в районе села Высокое (8 км северо-западнее Томаровки). Экипажу лейтенанта Бунятяна бала поставлена задача: сфотографировать результаты нанесения удара группы.

«По словам экипажей лейтенант Бунятян в момент фотографирования был подбит прямым попаданием из зенитной артиллерии, обстреливающей из района деревни Высокое».

До места падения, в лесу Должик, Ил-2 пролетел еще около 25 километров. Что послужило причиной падения – попадание зенитного снаряда, тяжелое ранение пилота, действие немецких истребителей или все вместе взятое, сейчас к сожалению, выяснить невозможно. Но ясно одно. Лейтенант Бунятян до последних секунд своей жизни пытался увести боевую машину на свою территорию. За героизм и мужество проявленные в боях с германским фашизмом посмертно был награжден орденом «Отечественной войны I степени». 

источники

Глазунов, Ю. Безмолвные свидетели говорят о судьбе героического экипажа: раскопки штурмовика Ил-2, пропавшего без вести в 1943 году / Ю. Глазунов. – Текст : электронный // Музей-заповедник «Прохоровское поле». – 5 апреля. – URL: https://dzen.ru/a/ZB6pAR2d9HNqf8Z9

Ил 2 в урочище Должик. – Изображение : видео + Устная речь : аудио // YouTube. – 2020. – URL: https://rutube.ru/video/private/0576a1ae3c0e1b01784253cbf3f9e35b/?p=vvZoUtgWuE4E1oyrAxghlg

источники

Глазунов, Ю. Безмолвные свидетели говорят о судьбе героического экипажа: раскопки штурмовика Ил-2, пропавшего без вести в 1943 году / Ю. Глазунов. – Текст : электронный // Музей-заповедник «Прохоровское поле». – 5 апреля. – URL: https://dzen.ru/a/ZB6pAR2d9HNqf8Z9

Ил 2 в урочище Должик. – Изображение : видео + Устная речь : аудио // YouTube. – 2020. – URL: https://rutube.ru/video/private/0576a1ae3c0e1b01784253cbf3f9e35b/?p=vvZoUtgWuE4E1oyrAxghlg